Эсперанто для кокеток
Веер в обиходе-не более чем карманный вентилятор. Зато в масштабах человечества это уникальное наглядное пособие для изученияистории, мифологии, географии, живописи, моды и даже боевых искусств.
РОВЕСНИК ОГНЯ
Как у любого предмета родом из глубокой древности, у веера накопилось множество версий своего происхождения. Скажем, мифологическая версия — это классический любовный треугольник, где веер — крыло Эола, оторванное Эросом, заставшим повелителя ветров в спальне своей жены Психеи. Неудачливый любовник бежал, а Психея взялась обмахивать эоловым крылом разгневанного мужа, пока тот не остыл.
Историческая версия отсылает нас на 4000 лет назад в Древний Египет, где веер использовался в качестве священного инструмента на религиозных церемониях и параллельно как символ королевской власти. Один из двух найденных в королевском захоронении тех времен вееров имел золоченую рукоять и опахало из страусовых перьев, а второй, вырезанный из черного дерева, был усыпан драгоценными камнями.
Веер был в ходу у древних греков и римлян, что литературно подтверждают легендарные классики тех эпох Менандр, Тибул, Овидий, Проперций, Еврипид. Так, последний в своей трагедии описывает евнуха, обмахивающего веером спящую жену Минелая, дабы ту не беспокоили мухи.
Еще современница Наполеона писательница Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «княгиню от гаафини, а маркизу от буржуазки»! До сей поры ни один модный аксессуар не может сравниться с веером. Только он способен сделать женщину необычной, загадочной, привлекательной и непохожей на других!
Дело в том, что, невзирая на свою исторически высокопоставленную роль, веера в древности широко применялись для борьбы с назойливыми насекомыми. Поэтому, к примеру, у римлян имелось два типа вееров: мускария (musca — «муха», лат.) и флабеллум, т.е. опахало.
В Китае датой рождения веера считается 2697 год до н.э., а лавры за его изобретение приписывают дочери императора Кан Ши: принцессе стало нестерпимо душно на балу-маскараде, и она, сняв маску, стала ею обмахиваться очень быстро и близко к лицу, дабы не быть узнанной. Ну, разумеется, остальные дамы принялись ей подражать, тут и возникла идея изготовить веер.
Веером пользовались древние ацтеки и инки. Исторический факт: среди подарков, преподнесенных императором ацтеков Монтесумой испанскому конкистадору Эрнану Кортесу, были веера, сконструированные из перьев — по шесть штук на каждый. Нечто подобное преподнес королеве Елизавете Христофор Колумб, вернувшийся из своего первого плавания к берегам Америки.
Итак, веер испокон веков был известен во всех частях света и тому накоплены многие свидетельства — правдоподобные и не очень. А между тем и без свидетельств очевидно, что веер — ровесник огня. Еще в доисторические времена, едва изобретя огонь, человеку пришлось пользоваться его примитивным прототипом (веткой дерева, куском коры), чтобы не затухало его драгоценное пламя.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
- Атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя служило опахало в Древнем Египте.
- Опахала из листьев и павлиньих перьев использовались в Древней Греции,Риме, на Крите. В Риме такой веер на ручке назывался флабеллум — молодые невольники (флабелеферы) обмахивали ими своих хозяек.
- Первоначально веера представляли собой проволочный каркас прямоугольной формы, обтянутый шелковой тканью.
- Для костяков вееров использовали золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. На них изображались горы, реки,цветы,птицы, звери и даже люди.
- Женский веер являлся дополнением к костюму, а также предметом для тайных знаков кавалерам.
- Считалось, что веер приносит счастье и процветание, поэтому он был одним из самых популярных подарков. Император, например, жаловал веера особо отличившимся придворным.
- В ритуалах веер используется с двоякой целью. Считалось, что при обмахивании от себя он способен прогонять злых духов, а движение веера, направленное к себе, предназначалось для вызывания божеств.
- Особо изобретательные вставляли в веера зеркальца и даже увеличительные стекла — это позволяло наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, и лучше его рассмотреть.
ТАЙНОЕ ПОСЛАНИЕ
Согласно легенде, впервые встретившись с Адамом, Ева сорвала пальмовый лист, чтобы спрятаться за ним от мужского взора. Выходит, она тоже могла бы претендовать на изобретение веера, а вместе с тем и особого языка — языка женского кокетства. Ведь были времена, когда веер был незаменимым сигнальным устройством, тайным посредником, последней преградой в отношениях между мужчиной и женщиной или, по меткому выражению Мольера, «ширмой для стыдливости».
Не обходится без вееров и на Венецианском карнавале — буйство красок и перьев щедро приправлено здесь сверкающими и пестрыми аксессуарами.
О, это была целая наука, классифицировавшая позиции и способы сложения веера.Она позволяла дамам передавать своим возлюбленным сообщения с не меньшей ясностью, чем система сигнальных флагов на флоте. Во времена когда свобода поведения женщины была весьма ограничена, для нее это был порой единственный способ выразить свои чувства и желания.
История тайных любовных посланий посредством веера началась примерно в XVI веке, когда он стал обязательным модным аксессуаром и неизменным персонажем дамских портретов. А закончилась на пороге века XX с его неудержимым прогрессом и эмансипацией. Язык веера тут же забылся и с тех пор интересовал разве что историков и кинематографистов.
Какой, скажите, мужчина теперь поймет, что женщина, откидывающая кончиком веера волосы со лба, тем самым говорит ему: «Я думаю о тебе»? И ни одной женщине, быстро-быстро обмахивающейся веером, невдомек, что этим жестом она признается мужчине в страстной любви. А если вдруг роняет свой веер, значит, и вовсе отдается в его власть. Сегодня это кажется забавным, а тогда ни один взмах веера не пропадал даром и ни один не ускользал от внимания.
МУЖЧИНЫ И ЛЕТУЧИЕ МЫШИ
Продвинутый складной веер изобрел мужчина из VII века — японский разнорабочий по имени Тамба, которого вдруг заинтересовали летучие мыши. Точнее, их способность компактно складывать и расправлять крылья благодаря перепонкам. Это и натолкнуло Тамбу на мысль сделать обычный веер складным. В Японии еще долго называли веер комори, т.е. летучая мышь.
Европа увидела складной веер лишь в XVI веке и опять благодаря мужчинам — португальским мореплавателям, наладившим торговые связи с Востоком, в то время как на самом Востоке, как известно, уже давно существовал культ веера. «Если вам плохо, вы больны или не можете решить какую-то проблему, просто возьмите веер и неспешно обмахивайтесь им — он сам найдет ту энергию, которая отвечает за здоровье или информацию, и принесет ее вам», — говаривали японские мудрецы, тоже, между прочим, мужчины.
Они же — эти непостижимые восточные мужчины — использовали веер на войне. Сначала как сигнальное устройство самураев, а затем и в качестве оружия, и для этой цели изготавливались складные веера из железа. Железные веера тайно заменяли мечи корейским мужчинам, когда в эпоху династии Джозеон существовал запрет на оружие.
Кого-то, наверное, удивит, но и сегодня производятся веера для мужчин — простые и лаконичные, без цветовых излишеств, зато из благородных материалов. Они легко помещаются в карман рубашки и практически не имеют веса. Другой вопрос — пользуются ли ими современные мужчины? Увы, статистики на этот счет не существует.
Однако существует знаменитый и неподражаемый Карл Лагерфельд. «Принц от моды» и самый узнаваемый персонаж парижской богемы, он не расстается со своим веером никогда; без него он даже не позирует фотографам. Веер для него важнее, чем часы (которые он не носит), сотовый телефон (по которому он почти не говорит) и компьютерная клавиатура (которой он предпочитает авторучку). Энергетика веера приносит удачу, утверждает экстравагантный маэстро, а кроме того, веер помогает как-то занять руки в разговоре, отмахиваться от сигарного дыма на вечеринках и… подглядывать за кем-то — незаметно и ненавязчиво. Ну прямо как в галантном веке!
ДОСТОЙНО КОРОЛЕВЫ
«Веер — это единственный подарок, который может принять королева», — говорила средневековая правительница Англии Изабелла I. Она владела огромной коллекцией вееров, равно как шведская королева Кристина и испанская Изабель.
Сегодня, в эпоху высоких технологий и невероятных возможностей, коллекции вееров хранятся разве что в музеях. Веера кроят компьютеры и шьют машины, поражая разнообразием форм, стилей, материалов, декора и дизайна. Да вот только то, что добавило бы пару красноречивых глав в «веерный» разговорник позапрошлых веков, сегодня довольствуется безмолвной ролью аксессуара.
Впрочем, дизайнеры вееров делают все, чтобы вернуть наш интерес к этой изящной вещице. И вот уже свадебный туалет кажется неполным без очаровательного кружевного компаньона. И винтажное платье настоятельно требует чего-то в этом духе. Веер зачастую становится поводом для настоящей живописи или даже сам предлагает расписать себя. И, наконец, последнее модное веяние — присылать приглашение на стильную вечеринку не на открытке — на веере!
ВЕЕРНЫЕ СИГНАЛЫ
- Она пересчитывает косточки своего веера — «НАМ НУЖНО ПОГОВОРИТЬ».
- Дотрагивается кончиком сложенного веера до сердца — «Я СТРАДАЮ!»
- Ударяет веером полевой руке-«ЛЮБИ МЕНЯ!»
- Ударяет веером по другому предмету -«Я ВСЯ В НЕТЕРПЕНИИ».
- Подносит ручку веера к губам — «ПОЦЕЛУЙ МЕНЯ!»
- Перекладывает веер из одной руки в другую — «Я ВИЖУ, ТЫ СМОТРИШЬ НА ДРУГУЮ».
- Резко складывает веер — «Я РЕВНУЮ».
- Дотрагивается веером до ладони — «Я ЕЩЕ ПОДУМАЮ, ПОДХОДИШЬ ЛИ ТЫ МНЕ».
- Закрывается веером от солнца — «ТЫ МЕНЯ НЕ ПРИВЛЕКАЕШЬ».
- Проводит веером по векам — «СОЖАЛЕЮ!»
-И медленно обмахивается — «И ВООБЩЕ Я НЕСВОБОДНА!»